Пропущенные намазы. Что делать и как восполнять? Можно ли объединять намазы

Положения, в которых путник обязан делать намаз полностью

Пишет выдающийся ученый, исследователь, шейх Марьи ибн Юсуф аль-Карми аль-Ханбали (ум. 1033 г.х.): «Он обязан делать намаз полностью

  • если его время наступило до того, как он покинул свой населенный пункт ;
  • или если он молится за тем, кто делает намаз полностью;
  • или если он не имел намерения сокращать, когда начал молитву;
  • или если он намеревается просто оставаться жить в этом месте;
  • или если он намеревается оставаться в нем больше четырех дней ,
  • или если он остановился в данной местности по нужде и счёл, что решит свои дела только после четырех дней;
  • или если он отложил совершение молитвы, не имея оправдания, так что не осталось для нее времени в отведенный временной промежуток»

Когда и сколько дней путник может сокращать намазы во время стоянки?

Как понятно из предыдущего пункта, путник может сокращать и совмещать молитвы в месте стоянки, если намеревается оставаться в нем четыре дня (20 обязательных намазов) или менее. Есть и другие варианты, при которых на путника распространяется данное положение. Пишет шейх Марьи аль-Карми : «Также он сокращает молитвы

  • если остановился по нужде без намерения оставаться жить более четырех дней и не знает, когда освободится;
  • или его несправедливо задержали;
  • или он задержался в некой местности по причине дождя,

даже если при этом остается в данной местности годами» . См. «Далиль ат-талиб», с. 52.

Совмещение намазов для путника

Совмещать молитвы путник может как во время первого из двух намазов, так и во время второго. Может делать намазы зухр и ‘аср во время, отведенное для зухра, а может во время, отведенное для ‘асра. И так же с магрибом и ‘иша: может переносить ‘иша на время магриба и делать сразу после магриба, а может переносить магриб на время ‘иша, и делать прямо перед ‘иша. В зависимости от того, как ему удобнее.

Условия совмещения намазов путником

Пишет о них шейх аль-Карми :

«Если он объединяет молитвы во время первой из них, то условиями действительности объединения будет

  • намерение на объединение во время начала первой;
  • не разделять между ними чем-либо вроде дополнительной молитвы, — допускается лишь временной промежуток, достаточный для произнесения и совершения сокращенного малого омовения (вуду);
  • чтобы причина, дозволяющая совмещение, существовала в начале каждой из двух молитв;
  • чтобы молящийся не прерывался, пока не закончит вторую.

А если он объединяет молитвы во время второй из них, то условия следующие:

  • чтобы намерение объединить их присутствовало еще во время, отведенное для первой, до того выйдет ее время из-за наступления времени второй;
  • чтобы причина, дозволяющая совмещение, существовала при наступлении времени, отведенного для второй молитвы. Других условий нет» . См. «Далиль ат-талиб», с. 53-54.

Это основные положения, с которыми может столкнуться большинство путников. А кто будет изучать фикх мазхаба, тот с дозволения Всевышнего узнает гораздо больше деталей, подробностей и постановлений, касающихся затронутой темы.

Передал Муслим в своем «Сахихе», что Я’ля ибн Умейя, да будет доволен им Аллах, спросил у Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах: «Почему мы сокращаем молитвы, мы ведь в безопасности?» Умар ответил: «Я спросил об этом пророка, мир ему и благословение Аллаха, и он сказал: «Это милостыня, которой облагодетельствовал вас Аллах, так примите Его милостыню» » .

У ученых ханбалитского это приблизительный минимум, а не категоричный. Фактическое расстояние может быть и несколько меньшим.

Спросили имама Ахмада: «При каком расстоянии сокращаются намазы?» Он ответил: «В четыре барида» . Его спросили: «Путь одного полного дня?» Он ответил: «Нет. Четыре барида. Это шестнадцать фарсахов. Путь двух дней» . — Т.е. при передвижении в дневное время.
Передал имам Абу Бакр ибн Аби Шейба с достоверным от Ибн Аббаса, что он сказал: «Сокращаются намазы при пути, который занимает день и ночь» . См. «Аль-Мусаннаф» 8119.
Передал имам аш-Шафии с иснадом от Ибн Аббаса, что его спросили: «Сокращаются ли намазы при поездке (из Мекки) в Арафат?» Он ответил: «Нет. Сокращаются при поездке в ‘Усфан, или в Джидду, или в Таиф» . См. «Аль-Умм» 1/211-212.
И передал имам ад-Даракутни от Ибн Аббаса, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О жители Мекки, не сокращайте намаз, если путь меньше, чем четыре барида. (Сокращайте если путь, как) от Мекки до ‘Усфана» . Мухаддисы высказались о том, что данное сообщение имеет слабый иснад до пророка, мир ему и благословение Аллаха, и должно считаться словами Ибн Аббаса, а не пророка, мир ему и благословение Аллаха. Но и с другим, неизвестным нам иснадом.

Четыре барида — это 48 миль. Ученые ханбалитского мазхаба используют в исчислении хашимитские мили. Хашимитская миля составляет 6000 локтей, а один локоть — 48 см. Подсчет 48 * 6000 * 48 дает 13 824 000 см. Что в километрах равно 138,24.

В наше время расстояние между указанными населенными пунктами имеет меньшее значение — около 90 км. Возможно, причина этого в прямоте новых связующих дорог, для которых были разрушены огибаемые ранее путниками горы и холмы; в разрастании городов и в приблизительном характере оценки минимального расстояния.

От передаются и другие сообщения о расстоянии, при котором сокращается молитва, и часть из них можно понять как повествование о месте в котором произошло сокращение, а не как извещение о конечном пункте путешествия.

Передается от Абу Басры аль-Гифари сообщение, из которого может быть понято, что согласно сунне пророка, мир ему и благословение Аллаха, человек становится путником еще до выхода в путь, только лишь вознамерившись. Передал Абу Дауд, что Убейд ибн Джабр рассказывал: «Я был с Абу Басрой аль-Гифари, когда на корабле мы отплывали из Фустата. Это был месяц рамадан. Он отчалил. Затем подоспела его еда. Мы еще не проплыли дома, как он позвал к трапезе. Затем он сказал: «Давай, ближе». Я сказал: «Разве ты не видишь дома?» Он ответил: «Ты не желаешь сунны посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха?» — И тогда он стал есть.

Основа в этом вопросе — слова Всевышнего Аллаха (смысл): «Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов» . [Женщины, 101]
Сказал имам : «Не будет человек странствующим, пока не выйдет. И от пророка, мир ему и благословение Аллаха, передано, что он начинал сокращать молитвы, когда выходил из Медины. Сказал Анас: «Я делал с пророком в Медине молитву зухр в четыре ракята, а в Зуль-Хулейфе (мы делали) два ракята». В передаче этого хадиса сошлись и Муслим.
А что касается Абу Басры, то он не стал есть, пока не отчалил. И слова «не проплыли дома» означают — и Аллах лучше знает — «не отдалились от них». На это указывают слова Убейда: «Разве ты не видишь дома?
Если это так, то разрешено ему сокращать намазы, даже если он находится близко к домам».
См. «Аль-Мугни» 2/191.

Объяснение имама Ибн Кудамы подтверждается также тем, что г. Фустат был новым — он основан во времена сподвижников на берегу реки, и кто отчаливал от берега, тот плыл не внутри города, а снаружи, вдоль его границы, наблюдая некоторое время городские дома со стороны.

Это мнение о положении путника передано от группы табиинов. Его также высказывали имамы: , аш-Шафии, аль-Аузаи, Исхак ибн Рахавейх, Абу Саур и ученые-ханафиты. А имам Ибн аль-Мунзир передал единогласие в этом мнении от всех тех, у кого он получал и от кого сохранил знания. См. «Аль-Мугни» 2/191-192. И передается от некоторых табиинов, что они придерживались обратного.

Т.е. наступило время обязательной молитвы, когда тот, кто собирается в дорогу был еще в своем населенном пункте. Он не стал совершать эту молитву в своем населенном пункте и вышел в путь. Через некоторое время, будучи за городом в пути, он решил сделать эту молитву. Он обязан делать ее полностью, так как она стала для него обязательной еще тогда, когда положения путника не распространялись на него.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «После завершения обрядов хаджа мухаджир (совершивший из Мекки) может оставаться в Мекке три дня» . В этом хадисе сошлись аль-Бухари и Муслим. Хадис указывает на то, что такое время человек остается путником, а затем становится оседлым жителем, как пояснил имам Ибн Кудама. См. «Аль-Мугни» 2/212.
И передали аль-Бухари и Муслим, что Анас сказал: «Мы вышли с посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в Мекку (для хаджа), и он сокращал намазы, пока не вернулся. В Мекке он пробыл десять дней, сокращая намаз» . — То есть четыре дня он прожил в Мекке, а затем шесть дней выполнял обряды хаджа в Мине, Арафате и Муздалифе.
Мнение о четырех днях передается от ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, и Катады, да помилует его Аллах. Также это мнение имамов Малика, аш-Шафии, Абу Саура с небольшими различиями в деталях.

Потому что он совершил грех, пропустив время молитвы, а облегчения шариата не распространяются на грехи. Его совершение такой молитвы во время второй уже будет , а не совмещением.

Так понимают ученые-ханбалиты и абсолютное большинство ученых известные сообщения о том, что некоторые сподвижники, находясь в одной местности, и будучи путниками, сокращали молитвы долгое время.
Из таких сообщений то, что сказал Нафи’: «Ибн Умар оставался в Азербайджане шесть месяцев, делая намазы по два ракята. Потому что снег завалил выход» .
И передал Хафс ибн Абдуллах, что Анас ибн Малик оставался в Шаме (Левант) два года, совершая намаз путника.

Если уточнить, то причины для длительного пребывания в положении путника при проживании в одной местности будут две:

  1. Намерение выехать со дня на день, тогда как дела и заботы отодвигаются все дальше и дальше. Как если человек имеет намерение что-то купить, а продавец каждый день сообщает, что товар прибудет завтра или послезавтра.
  2. Вынужденная задержка не по причине интересов и намерения путника, а по причине внешних обстоятельств. Вроде ливней, обильных снегопадов, болезни, плена, тюрьмы и тому подобного.
    Шейх Абдульгани ибн Ясин аль-Лябади (ум. 1319 г.х.), объясняя это положение в мазхабе, пришел к заключению, что даже знание путником того, что по причине таких обстоятельств он задержится больше, чем на четыре дня, не лишает его положения путника.
    Шейх писал: «Из этого понимается, что если путник попадет в зону карантина и будет оставаться в ней даже длительное время, то он может сокращать намазы. Даже если знает, что ему придется там оставаться долго. Подобно тому, кого несправедливо задержали (арестовали/удерживают) — он сокращает молитвы, даже если знает, что не освободится еще долгое время.
    Таким же будет положение, если люди, совершившие хадж, прибудут в Джидду, возвращаясь в свои страны, не найдут корабля, на котором могли бы уплыть, и узнают, что корабля не будет еще много дней. Им можно будет сокращать молитвы столько, сколько они будут там находиться. Потому что у них нет никакой нужды в этой остановке, и, наоборот, из-за нее они испытывают предел расстройства и осложнений. И если бы не это обстоятельство, в котором нет у них никакого интереса, то не остались бы они в этом месте и на час. В отличие от того, кто остается для достижения своих интересов и знает, что сможет достичь задуманного только через четыре дня.
    Это то, что понимается из их (прежних ученых мазхаба) слов, и не годится опираться на иное понимание.
    С нами произошло то же самое, и мы сокращали молитвы, и давали людям фатву о разрешенности сокращения. А Пречистый Всевышний Аллах лучше знает» . См. «Хашия ‘аля Нейль аль-ма-ариб» 1/91.

Многие мусульмане сталкиваются с такой проблемой отсутствия специально отведенных для намаза мест на работе и мечети поблизости. И из-за этого им приходится пропускать молитвы и восполняют пропущенный намаз дома. И пока нет возможности сменить работу. Такие мусульмане задаются вопросом, если нет возможности молиться на работе, могут ли они восполнить их по возвращении домой.

Первое, о чем стоит помнить в такой ситуации, – это то, что намаз можно совершать в любом чистом месте. Вся Планета, каждый ее уголок является местом поклонения. Намаз можно совершить в любом чистом углу в офисе, при отсутствии специально отведенной для этого комнаты, например, в конференц-зале, столовой, даже в гардеробной.

Что же касается откладывания намаза, то мусульманину запрещается отлагать свои молитвы от времени, в котором оно предписано, без существенных на это причин. Работа не является оправданием для откладывания намаза на потом. В Коране сказано:

Искренний верующий не допустит, чтобы работа отвлекла его от поминания Аллаха и совершения регулярного намаза. В Коране Всевышний Аллах сказал:

«Мужи, которых ни торговля, ни купля-продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения намаза и выплаты закята. Они боятся дня, когда перевернутся сердца и взоры» (24:37).

Чтобы найти время для совершения намаза, невозможно работать длинный промежуток времени без перерыва. Вы можете сократить ваше обеденное время и использовать пять минут для каждого намаза. Если перерыв не совпадает со временем намаза, можно попросить другое время перерыва.

Вам следует попробовать все возможные средства, даже если это может причинить некоторые неудобства, как например, вам придется работать сверхурочно. И все потому что духовность и душевный покой, который вы обретете от совершения намаза в нужное время, заставит вас забыть о трудностях, с которыми вы сталкиваетесь.

Если не остается других вариантов, вы можете отложить зухр-намаз до пяти минут до времени аср и совершить два намаза одновременно. Если намаз-магриб совпадает со временем работы, вы также можете отложить его до пяти минут до иша-намаза. Ибн Аббас передал:

«Посланник Аллаха (мир ему) часто совмещал зухр и аср намазы и магриб и иша намазы, из-за того, что находился в странствии».

Если случилось так, что вы пропустили намаз или отложили его на момент, когда его время уже вышло, то следует совершить покаяние, попросить прощения у Аллаха, и совершить приумноженное количество дополнительных молитв и благих деяний. В Коране сказано:

«После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток (или будут испытывать тяготы; или понесут наказание за невежество; или встретят зло), кроме тех, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Они войдут в Рай, и с ними нисколько не поступят несправедливо» (19:59-60).

«Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, - ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? - и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили» (3:135).

Когда путник может совмещать и сокращать намазы Вопрос: Объясните, пожалуйста, как и в каких случаях путник может совмещать и сокращать намазы? Ответ: Если путь человека составляет не менее 80 км 640 м. и цель его путешествия дозволена шариатом, то можно совмещать обеденный намаз с послеобеденным и вечерний с ночным. Если время первого из двух совмещаемых намазов подходит к концу, то лучше его перенести на время второго, если нет, то предпочтительнее перенести второй намаз на время первого. Нельзя совмещать друг с другом вечерний и послеобеденный намазы. Также не совмещаются ночной и утренний и наоборот, утренний с обеденным и наоборот. Если намаз, время которого еще не наступило, переносится к предыдущему, то есть послеобеденный – к обеденному, или ночной – к вечернему, то, помимо того, что путь должен быть дозволенным и составлять не менее 80 км 640 м., необходимо соблюсти ещё три условия: 1. очерёдность выполнения намазов; Сначала совершают текущий намаз, затем последующий. Если выяснится, что текущий своевременный намаз нарушился, то нарушается и последующий, который был перенесен к первому. 2. вначале текущего намаза или во время него нужно иметь намерение сразу совершить следующий намаз, совмещённо. 3. непрерывное совершение обоих намазов – таким образом, чтобы пауза между ними не была длительной. Время, необходимое для чтения икамата, не противоречит этому условию. Если из этих трёх условий отсутствует хотя бы одно, то перенос намазов на время предыдущего не допускается. При совершении обоих намазов (обеденного и послеобеденного) во время обеденного намаза нужно делать намерение следующим образом: «Я намереваюсь совершить обязательный обеденный намаз, перенося к нему послеобеденный». Затем после завершения обеденного намаза человек встаёт, по желанию читает икамат и произносит намерение для послеобеденного намаза: «Я намереваюсь совершить обязательный послеобеденный намаз, перенеся его к обеденному намазу». Таков же порядок и при переносе ночного намаза на вечерний. При переносе текущих намазов на время последующих, то есть обеденного на послеобеденный либо вечернего на ночной, необходимо соблюсти только одно условие: до истечения времени первого намаза необходимо намереваться перенести этот намаз на время следующего. Если путник не сделает такого намерения до наступления времени следующего намаза, то ему за это запишется грех и его намаз будет считаться пропущенным. При совершении обоих намазов в послеобеденное время намерение делается следующим образом: «Я намереваюсь совершить обязательный обеденный намаз, перенеся его к послеобеденному». Затем после завершения обеденного намаза человек встаёт, по желанию читает икамат и делает намерение на послеобеденный намаз: «Я намереваюсь совершить обязательный послеобеденный намаз». Таков же порядок при переносе вечернего намаза на ночной. Отдел фетв при Муфтияте РД

Многие из мусульман работают или вахтенным методом или часто ездят в командировки. И вот тут возникают проблемы с намазом. Как совершать намаз в поездке? Многие не зная ответ на этот вопрос, просто перестают делать намаз. А ведь это не правильно. Для тех, кто находится в пути, существуют правила выполнения намаза, по которым путешествующий должен сокращать намазы.

«Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих. Воистину, неверующие являются вашими явными врагами .» (сура Ан-Ниса аят 101)

Какие намазы нужно сокращать путнику

Сокращаются только фард намазы, состоящие из 4-х ракатов. Это Зухр, Аср и Иша намазы. Эти намазы нужно делать в 2 раката, так же как делается Фаджр. Фаджр и Магриб, а так же Витр намазы читаются полностью.

Ибн Аббас передал: «Устами вашего пророка Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) повелел вам дома совершать четыре ракаата, в путешествии — два ракаата, а в состоянии страха — один ракаат» (Муслим).

Передают, что Анас, да будет доволен им Всевышний Аллах, также рассказывал : «Мы отправились в поездку из Медины в Мекку вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он совершал намазы по два рак‘ата до тех пор, пока мы не вернулись в Медину» (Аль-Бухари и Муслим)

Имамл абу Ханифа считал, что сокращение обязательное, а имамы Малик, Шафии и Ахмад говорили о том, что лучше сокращать, но что можно и совершать молитву без сокращения.

Довод абу Ханифы: От Я"ля ибну Умайа передается, что он спросил у Умара ибнуль-Хаттаба о аяте: "не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих" - "Мы ведь в безопасности сейчас?!", на что ответил ему Умар ибнуль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах: "Я так же как и ты удивился этому и спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на что он ответил: "Это садака, которую дал Аллах вам, так примите же эту садаку (подарок)" ". (Муслим, 686)

Расстояние с которого разрешается сокращать намазы

Если путь составляет больше 81 километра, то это расстояние считается сафаром. И человек, преодолевающий это расстояние называется мусафиром. Но если человек выезжает в другую местность и расстояние до конечного пункт будет меньше 81 километра, то этот путь сафаром не считается и намазы сокращать нельзя. Анас, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал:

«Мы отправились в поездку из Медины в Мекку вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он совершал намазы по два рак‘ата до тех пор, пока мы не вернулись в Медину».( аль-Бухари и Муслим).

Кого считать путником (мусафиром)

Человек, который выехал из своего дома по делам или в путешествие или к родственникам и его путь до конечного пункта будет составлять более 81 километра будет считаться путником (мусафиром). Это расстояние только в один конец. Если мусульманин решил съездить в соседний город и до города всего 50 км, то считается только путь туда, а не туда обратно 100 км. Поэтому человек совершающий такую поездку не считается мусафиром.

С какого момента нужно сокращать намазы путнику

Намаз можно сокращать как только покинули границы своего населенного пункта. И многие ученые придерживаются мнения, что эти границы можно определять по дорожным указателям. Хотя, другие ученые считают, что должны закончится все постройки следующие за населенным пунктом.

Можно ли совмещать намазы в дороге мусафиру

Еще один важный вопрос: «Как делать намаз в путешествии? Объединять или нет?» Ученые разных мазхабов расходятся во мнениях по этому вопросу.

Некоторые ученые считают, что возможно объединять Зухр намаз и Аср, а так же Магриб и Эша. При этом в зависимости от возможности передвигать Зухр к Аср намазу и наоборот, но соблюдать последовательность выполнения намаза. Так же можно поступать с Магриб и Эша намазом. Приводят следующий хадис

Со словами Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими ):«Находясь в пути, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда объединял полуденную молитву с послеполуденной, а закатную — с вечерней» (Аль-Бухари).

Ученые ханафиты, считают, что нельзя объединять намазы, но можно откладывать намз на конец времени, а второй совершать в самом начале его времени. Об этом говорится в хадисах. Один из таких хадисов передает слова Ибн Мас"уда (радиаллаху анху ): «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) объединял два намаза, будучи в пути. Он объединял магриб и иша, задерживая магриб до того момента, когда оставалось совсем немного времени до окончания положенного для него времени, и совершал иша сразу после начала его времени». («Мусаннаф Ибн Аби Шайба», 2:458)

Сколько дней можно сокращать намазы во время путешествия

Ученые всех мазхабов согласны, что если человек собирается вернуться домой, но при этом не знает сколько дней продлится его поездка, то он сокращает намазы.

Ученые ханафиты считают, что если человек останавливается сроком на 15 дней и меньше, то он совершает молитву мусафира, если количество дней больше 15, то выполняются намазы полностью.

Ученые шафииты считают, что оставаясь на 4 дня, не считая дороги, нужно сокращать намазы. Сверх этого срока - намазы сокращать нельзя.

Некоторые ученые считают, что в силу своей профессии летчики, машинисты, проводники, водители и т.д. находятся все время в путешествии и должны сокращать намазы. Но лучше уточнить у имама своей мечети по этому вопросу. Так как другие ученые считают, что таким людям намаз сокращать нельзя.

Как читать намаз в поезде, на корабле или в самолете

«Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) однажды спросили как совершать намаз на корабле и он сказал: «Молитесь на нем стоя в том случае, если не боитесь утонуть»( 87 Аль-Баззар (68), ад-Даракутни, Абдул Гани аль-Макдиси в «ас-Сунан» (82/2). На достоверность хадиса указал аль-Хаким, и с ним согласился аз-Захаби.

Если путешествие происходит на своей машине, то лучше остановить ее и прочитать намаз по всем правилам, выполняя все действия намаза. Если это общественный транспорт, поезд, самолет, корабль, то выполнять намаз в соответствии с возможностями. Есть возможность стоять - делается намаз стоя, нет - то сидя и по возможности повернувшись в сторону Каабы (если возможно определить ее направление).

Можно перенести обеденный намаз на послеобеденный (назад), а также послеобеденный на обеденный (вперед). Также можно перенести вечерний на ночной и наоборот. Нельзя совмешать друг с другом вечерний и послеобеденный намазы. Также не совмещаются ночной и утренний и наоборот, утренний на обеден-ный и наоборот.
Если обеденный намаз переносится на послеобеденный (то есть назад), то еще во время обеденного намаза нужно сделать намерение сердцем о том, что я этот намаз перенес на послеобеденный намаз. Если без такого намерения настанет срок послеобеденного намаза, то он считается пропущенным.
Во время совершения обоих намазов в послеобеденное время читают намерение: "Я намереваюсь совершить обеденный фарз-намаз, перенеся на послеобеденный намаз". После салама вста-ют, читают икамат и произносят намерение "Я намереваясь совершить обязательный послеобеденный фарз-намаз". Вместе с переносом можно намазы и сокращать. Но при вступлении в каждый намаз, в намерении добавляют еще и слово «сокращая». Например: "Я намереваюсь совершить обеденный намаз, с переносом на послеобеденный, сокращая оба намаза". Затем совершают два ракаата обеденного намаза, после салама читают икамат и делает намерение: "Я намереваюсь совершить после - обеденный намаз, объединив с обеденным намазом, сокращая". Затем совершают два ракаата и выходят из намаза саламом. Вот такой же порядок сохраняется при переносе вечернего намаза на ночной или ночного на вечерний тоже. Если намаз переносится вперед, т.е. послеобеденный на обеденный и ночной на вечерний, помимо того, что путь должен быть дозволенным и длинным, необходимы три условия:

1.При намерении первого намаза нужно иметь намерение совершить совмещая и второй намаз.
2.Между обеими намазами читается только икамат, и не отвлекаясь, быстро вступают во второй намаз.
3. Передний намаз совершают первым, а вторым совершают следующий намаз.

Если из этих трех условий отсутствует хоть одно, то перенос намаза вперед не допускается. При переносе намазов назад, т.е. обеденного на послеобеденный или вечерний на ночной, необходимо одно условие. Это до истечении срока первого намаза нужно сердцем иметь намерение о переносе намаза. Других условий нет.

Совершение намазов первый первым, второй вторым, совершение подряд, намерение совершить оба намаза, с переносом для намазов, перенесенных назад, не обязательно при переносе намаза назад но это является суннатом.

На счет того, что достойнее, переносить вперед намазы или отложить до второго намаза. Если во время раннего (переднего) намаза находятся на дороге, то лучше перенести на второй намаз, т.е. назад, а если отдыхают во время первого (переносимых) намазов, то лучше перенести следующий намаз вперед.
При объединении обоих намазов желательно вначале призвать к намазу (азан), затем совершит передние ратибаты, а затем для обоих отдельно прочитать икамат. Между обоими намазами не должно быть иных разговоров, кроме икамата.

Многие говорят, что при выходе из дома не сделали намерение для пути и поэтому нельзя сокращать и переносить намазы. Я не знаю, откуда они это взяли. При выходе из дома не надо читать
особого намерения о выходе в путь. Достаточно, если у путника определено место куда он едет и расстояние путешествия будет не меньше от 92 км. Этот человек без особого для пути может переносить и сокращать намазы.

Для того, чтобы можно было переносить и сокращать нама-зы, нужно пройти границу своего села (города). После прибытия в свое село (город) по окончании пути, тоже нельзя сокращать намазы. Путь должен быть длиной больше 92 км, в одну сторону. К примеру, если уехать в город, расположенный на расстоянии 50 км, и вернуться назад, то это путешествием не считается и нельзя сокращать и переносить намазы.

Если по прибытию в пути в какой-нибудь населенный пункт путнику станет известно, что не считая день прибытия и отъезда должен остаться здесь четыре дня, то здесь тоже путешествие заканчивается и с того момента ему нельзя сокращать и переносить намазы. Затем, если он хочет дальше ехать нужно выяснить расстояние от этого города, до места, куда отправляешься (т.е. хватает 92 км.).

Если хватает, то с окраины этого города он может сокращать и переносить намазы, а если не хватает, то нельзя. Но если на этом городе или селе путник в ожидании решения вопроса (т.е. сегодня, завтра решится) час от часу он проведет время, то до истечения 18 суток ему можно переносить и сокращать намазы по мазхабу имама Шафии.

Хотя Шариат и разрешает переносить намазы, при возмож-ности если не опаздывают, не затрудняет, спутники тоже довольны, лучше каждый намаз совершать в свое время. Это для того, чтобы выйти из расхождения во мнениях имамов, ибо имам Абу Ханифа, который не разрешает переносить намазы кроме как находясь на Арафате и Муздалифе.

Но и последователям мазхаба имама Абу Ханифы в безвыходных ситуациях, если невозможно совершить каждый намаз вовремя, можно переходя в другие мазхабы и переносить намазы.