Нормативно-правовая база. Платные услуги

Ограниченность ресурсов в здравоохранении является важнейшим фактором развития платных услуг. Бюджетное финансирование и возможности фондов обязательного медицинского страхования не позволяют удовлетворять потребности населения в возрастающих объемах медицинской помощи. Несмотря на государственные гарантии предоставления бесплатной медицинской помощи, закрепленные в Основном законе (Конституции) Российской Федерации, частный сектор становится реальностью в здравоохранении.

В отрасли сложились предпосылки развития платных услуг. К ним относятся: стремление государства развиваться по пути социально ориентированной рыночной экономики, интеграция национальной экономики в мировое хозяйство, изменение соотношения производства материальных благ и оказания услуг в пользу последнего, наличие мирового опыта развития отраслей, оказывающих услуги, в том числе в области медицины.

К общим предпосылкам можно добавить возможность оказания услуг без привлечения ограниченных государственных средств, наличие законодательной основы развития медицинских услуг, удовлетворение спроса населения на дополнительные услуги. Кроме того, открываются новые возможности для создания дополнительных рабочих мест, внедрения новых научных разработок и технологий лечения пациентов, улучшения материального благосостояния медицинского персонала, повышения стимулов роста квалификации работников, улучшения качества медицинских услуг.

Вместе с тем развитие данного сектора экономики здравоохранения требует взвешенного подхода, осмысления всех возможностей государства, общества, населения при принятии решений в области социально-экономических реформ. Для этого нужны четкие представления не только о проблемах оказания медицинских услуг, но и знание категорий и понятий, с которыми постоянно сталкиваются работники органов управления здравоохранения, лечебных учреждений, население страны в целом. Прежде всего следует остановиться на содержании платной медицинской услуги.

Широкое понимание платной услуги предполагает возмездное ее оказание, т. е. за определенную плату, в узком смысле - осуществление предпринимательской деятельности. Медицинские учреждения относятся к некоммерческим организациям, не имеющим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они могут осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на достижение цели, ради которой созданы. В процессе оказания платных медицинских услуг реализуется основная цель медицинских учреждений, поэтому они имеют право на предоставление услуг на платной основе.

Платные медицинские услуги могут быть оказаны в системе частной практики. В ст. 55 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан дано следующее определение частной медицинской практики: «Это оказание медицинских услуг медицинскими работниками вне учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения за счет личных средств граждан или за счет средств предприятий, учреждений и организаций, в том числе страховых медицинских организаций, в соответствии с заключенными договорами».

К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.

Платная медицинская услуга - это вид медицинской деятельности, включающей в себя профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую, зубопротезную помощь и социальный уход, оказываемые сверх гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Они могут оказываться организациями, которые относятся к государственной, муниципальной и частной медицине.

Основными принципами оказания платных медицинских услуг являются: добровольность, доступность и безопасность, соответствие качества услуги установленным требованиям и стандартам, соблюдение прав пациента и ответственность за их нарушение.

Развитие платных услуг имеет свою историю. Платная медицинская помощь в России существовала давно в форме самостоятельных хозрасчетных учреждений Москвы, Ленинграда, Киева.

С конца 80-х годов в целях улучшения использования оборудования, иногда очень дорогостоящего и уникального, оказания дополнительной профилактической, диагностической и лечебной помощи был принят ряд важных правительственных документов о стимулировании медицинской помощи на хозрасчетной основе. Лечебные учреждения получили возможность увеличить заработную плату персонала, достаточно низкую по сравнению с другими отраслями, а также направлять дополнительные средства на развитие материально-технической базы. Объем платной помощи был весьма незначительным. В дальнейшем, по мере обострения экономической ситуации в стране, резкого ухудшения финансирования отрасли платные услуги стали развиваться быстрыми темпами. Они превратились в достаточно весомый источник финансирования больниц.

Ситуация с оказанием платных услуг в Свердловской области характеризуется следующими данными. В 1993 г. населению области были оказаны услуг и на сумму 131,4 млрд р.; в 1994 г. - уже на 1008,1 млрд р. Далее объемы платных услуг быстро возрастали: в 1995 г. они составили 4204,4; в 1996 г. - 6117,9; в 1997 г. - 7835,4 млрд р. По данным Комитета государственной статистики, в 1999 г. населению области было оказано платных услуг во всех секторах реализации на сумму 10385,1 млн р., при этом в организованном секторе экономики - 79,6% их общего объема.

В Уральском регионе в 1999 г. было оказано платных услуг населению на сумму 40983 млн р. Население Свердловской области получило наибольший объем платных услуг; за ней следуют Челябинская область, Республика Башкортостан, Пермская область. Меньше всего платных услуг было оказано населению Курганской области.

Структура платных услуг населению области за 1999 г. характеризовалась следующими данными: бытовые услуги составляли 10,6%; услуги пассажирского транспорта - 24,3; связи - 9,7; жилищно-коммунальные - 18,5; туристско-экскурсионные - 4,6; медицинские - 6,6; образовательные - 7,1; прочие - 18,3%. Разброс показателей, характеризующих объемы платных медицинских услуг, весьма велик: от нескольких процентов до 70% в учреждениях, оказывающих диагностические и оздоровительные услуги. По Свердловской области объем платных медицинских услуг в 1999 г. составил 8%, в 2000 г. - 10%.

Мировая практика показывает, что за последние десятилетия динамично развивался рынок услуг, особенно таких, как компьютерные, информационные, управленческие. При этом наблюдалась их более высокая эффективность по сравнению с производственными отраслями экономики. Доля услуг в расходах населения превышает расходы на товары краткосрочного и долгосрочного пользования. Темпы роста цен на услуги выше, чем на другие статьи расходов населения.

В нашей стране сектор услуг также развивается быстрыми темпами, поэтому очень важно отработать четкий механизм предоставления платных услуг населению. В здравоохранении он включает в себя: правила предоставления платных медицинских услуг, их перечень, организацию, расчеты, формирование цены, организацию бухгалтерского учета, использование полученных денежных средств, контроль за соблюдением правил оказания услуг на платной основе и их качеством.

Общие правила оказания платных услуг учреждениями здравоохранения всех форм собственности регламентируются постановлением Правительства РФ от 13.01.96 г. № 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями». В Свердловской области приняты постановления правительства от 16.07.97 г. № 595 «О платных услугах учреждений здравоохранения Свердловской области», от 05.05.99 г. № 544 «О платных услугах, оказываемых в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Свердловской области». В них содержатся формы специального разрешения на право оказания платных медицинских услуг, основные требования и предельные тарифы на услуги.

Медицинские учреждения при заключении договоров должны обеспечивать клиента информацией о видах медицинских услуг, оказываемых бесплатно в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования и целевых комплексных программ, о стоимости услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан.

Важнейшим элементом реализации платных услуг населению является ценообразование. В настоящее время здравоохранение представлено бесплатной и платной медициной, поэтому цены формируются в соответствии с двумя вышеуказанными формами. В рыночном секторе здравоохранения, представленном коммерческими организациями, цены определяются с учетом спроса и предложения на услуги. Производитель услуг - учреждение здравоохранения формирует предложение, а покупатели - спрос. Продавец старается окупить затраты и получить прибыль, а покупатель заинтересован приблизить цену к издержкам на услугу. В условиях существенной конкуренции устанавливается цена, удовлетворяющая интересы продавца и покупателя.

Как видим, в процессе формировании цены есть много общего с ценообразованием на рынке услуг. Однако есть и отличия. Они обусловлены принадлежностью к социальной сфере, приоритетами в ценностях людей и их отношением к здоровью, уровнем доходов населения и др. Как правило, эти факторы способствуют удержанию цены на приемлемом для населения уровне.

Основной объем услуг (как в рамках системы обязательного медицинского страхования, так и платных медицинских услуг) оказывают государственные и муниципальные лечебно-профилактические учреждения. Они реализуют услуги по ценам больше себестоимости, равной ей и меньше. В первом случае цена формируется исходя из полной себестоимости и планируемого процента прибыли. Процент прибыли или рентабельности обосновывается данными экономического анализа деятельности учреждения, программами его развития, направленными на улучшение материально-технической базы, обеспечение финансовой стабильности, увеличение заработной платы медицинского персонала.

Ранее было сказано, что цены не всегда возмещают расходы на оказание платных услуг. Ярким примером служит диагностическое исследование на магнитно-резонансных томографах. Это исследование очень дорогостоящее. Обычно расходы возмещаются только на одну треть, но лечебные учреждения продолжают оказывать данную услугу, потому что она дает высокий диагностический эффект, что достигается на основе использования прогрессивного оборудования. Диагностические центры, муниципальные больницы среди платных услуг планируют услуги по частичному возмещению затрат.

Ценообразование в здравоохранении является одной из сложнейших проблем. Идеальной методики ценообразования медицинских услуг в настоящее время не существует. Цены и тарифы находятся под воздействием уровня финансирования лечебных учреждений, который, как правило, не покрывает потребностей в медицинских услугах. Эта особенность отрасли определяет характер ценообразования, и в целом ценовую политику лечебных учреждений.

Выбор методики ценообразования зависит прежде всего от цели и задач учреждения, которые достигаются в процессе реализации платных услуг. Если цель состоит в компенсировании недостаточного финансирования, то цены и тарифы могут быть ниже рыночных. Если цель заключается в поиске резервов, необходимых для развития лечебного учреждения, то цены должны отражать все затраты на производство услуг и включать прибыль.

На порядок формирования цены на медицинскую услугу влияют такие факторы, как вид услуги (простая или сложная), наличие договора между производителем и потребителем услуг.

В соответствии со ст. 38 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан право на бесплатную медико-санитарную помощь имеют граждане только по месту жительства. Медицинские услуги, не входящие в программу обязательного медицинского страхования, пациенты могут получить за плату. При оказании комплексной услуги, часть которой гарантируется государством, ее стоимость может быть различной для жителей, прикрепленных к больнице, и для остальных потребителей услуги. Кроме того, цены зависят от платежеспособности предприятий, с которыми заключены договоры на медицинское обслуживание. В этом цены могут быть максимально приближены к рыночным.

Порядок установления цен отличается большим разнообразием на различных территориях. Цены на платные услуги устанавливаются органами власти субъектов Федерации, органами управления здравоохранения, местными органами власти, медицинскими учреждениями. В результате одновременного регулирования цен со стороны перечисленных органов управления конкретные лечебные учреждения оказываются под давлением противоречивых управленческих решений по поводу предоставления платных медицинских услуг. Это осложняет деятельность лечебных учреждений, которые остаются наедине с экономическими проблемами и населением территории, как правило, не одобряющим развитие платных услуг. В период многочисленных избирательных кампаний к экономическим аспектам добавляются политические факторы, которые оказывают заметное влияние на формирование ценовой политики на медицинские услуги.

В настоящее время при оплате услуг используют внутренние цены, тарифы и договорные цены. Внутренняя цена характерна для системы бюджетного финансирования. Она предусматривает строгую регламентацию расходов по конкретным статьям сметы расходов и не включает в себя накладные расходы и рентабельность.

Тарифы на платные услуги - денежное выражение стоимости медицинской услуги, рассчитанной в соответствии с законодательством РФ и других субъектов Федерации. Тарифы могут возмещать затраты (все или частично) либо обеспечивать расширенное воспроизводство. Они могут разрабатываться на основе фактических и нормативных затрат. В первом случае речь может идти о затратной экономике с ценами выше рыночных. Переход на формирование тарифов по нормативам и стандартам обеспечивает научно обоснованные расчеты объемов финансирования здравоохранения с учетом всех предусмотренных классификацией затрат.

Медицинским учреждениям удобнее работать по собственным ценам на платные услуги, органам управления здравоохранением - по ценам, рассчитанным по единой методике. При этом реальные цены в отдельных учреждениях значительно отличаются друг от друга, поскольку в разной степени используются все виды ресурсов. Кроме того, уровень управления (федеральный, областной, муниципальный) также отражается на стоимости платных услуг. Разрушение вертикали управления здравоохранением привело к тому, что разные ветви власти по-разному формируют цены на услуги. Нередко пациент за аналогичную услугу в областном медицинском учреждении платит больше или меньше, чем в муниципальном.

Договорные цены на медицинские услуги широко используются при расчетах в системе добровольного медицинского страхования, в некоммерческих и коммерческих медицинских учреждениях. Они учитывают спрос и предложение, информацию о ценах в организациях-конкурентах, оказывающих аналогичные услуги. Такие цены учитывают полные затраты на медицинские услуги и сопутствующие работы, а также прибыль. Как правило, цена устанавливается затратным методом с учетом расходов на заработную плату, накладных расходов, рентабельности по усмотрению руководителей организации.

В общем виде цена медицинской услуги определяется исходя из себестоимости и прибыли, выраженной через норматив рентабельности.

В состав затрат, включаемых в себестоимость, входят:

  • затраты на оплату труда медицинского персонала и начисления;
  • прямые материальные затраты (стоимость медикаментов, перевязочных средств, питания; амортизация оборудования и многое другое);
  • накладные расходы (заработная плата административно-управленческого персонала, канцелярские и хозяйственные расходы, расходы на командировки, капитальный ремонт зданий и сооружений, коммунальные услуги и т. д.).

При этом учет доходов и расходов ведется в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Особое внимание в процессе ценообразования уделяется структуре цены на платные медицинские услуги. Известно, что оказание медицинских услуг является очень трудоемким процессом, в котором заняты преимущественно высококвалифицированные работники. Поэтому значительный удельный вес в стоимости платной услуги имеют затраты на заработную плату с начислениями. При выборе методов оплаты труда необходимо учитывать условия труда и технологии оказания услуг, функции заработной платы - воспроизводственную, стимулирующую и социальную, нормативы по труду. Действующий в настоящее время порядок оплаты труда медицинского персонала в соответствии с Единой тарифной сеткой не отражает сложности и ответственности труда, его социальной значимости, поэтому он не должен быть использован при формирования цены.

Лечебные учреждения стараются использовать при расчетах цены такие рыночные категории, как «стоимость» и «цена рабочей силы», «издержки на производство услуги», «прибыль», «рентабельность» и т. д.

На дальнейшее развитие рынка медицинских услуг большое влияние оказывают не только методы формирования доходов лечебных учреждений, их структурных подразделений, но и их распределение. Участие медицинского персонала в распределении доходов, полученных конкретным подразделением больницы, способствует улучшению экономических показателей работы коллектива.

Доходы от платных услуг, как правило, используются в качестве дополнительного источника финансирования, способствующего эффективному функционированию учреждения. Они позволяют увеличить заработную плату персонала и тем самым снизить напряженность в трудовых коллективах, вызванную низкой оплатой труда.

По мере экономического роста, повышения благосостояния населения, укрепления законодательной базы, повышения государственной ответственности за здоровье населения проблемы платных услуг в здравоохранении будут решаться в пользу граждан РФ. При этом общество должно осознавать, что бесплатной медицины быть не может. Проблема состоит в том, чтобы установить долю ответственности за здоровье людей со стороны государства и населения и ответить на вопрос: кто и сколько должен платить за важнейшую человеческую ценность, каким является здоровье?

16.06.2017

Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг

Порядок оказания платных медицинских услуг регламентирован Федеральными законами «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «О защите прав потребителей».

Внутренние нормативные акты, регулирующие порядок оказания медицинской помощи на возмездной основе, подписываются главным врачом лечебного учреждения. Оказание платных услуг должно быть вписано в Устав ЛПУ. Кроме того, организация должна иметь лицензию на этот вид деятельности, выданную соответствующим органом

Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг устанавливаются на уровне Правительства РФ и регламентируются двумя основополагающими документами – Федеральными законами «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «О защите прав потребителей».

Оказание возмездных услуг: основные сведения

Основной источник финансирования ЛПУ государственного и муниципального уровня – бюджет. А потому средства, вырученные от платных услуг, они вправе направить на удовлетворение собственных нужд или на другие общественно полезные цели и мероприятия.

Внутренние нормативные акты, регулирующие порядок , подписываются главным врачом ЛПУ. При этом нужно помнить, что:

  • ведение коммерческий деятельности необходимо вписывать в устав медорганизации;
  • цены и тарифы на медицинские услуги, оказываемые бюджетными ЛПУ, устанавливают региональные или федеральные органы управления здравоохранением.

С 1 января 2013 года основанием для предоставления бюджетными клиниками и больницами платных услуг является Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Порядок и правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг должны быть подробно и понятно донесены до их потребителя. Общие положения размещаются на официальном сайте учреждения в сети Интернет, а также на информационных стендах и стойках в свободном доступе.

Потребителю предоставляются следующие сведения о коммерческих услугах:

  1. Условия.
  2. Формы.
  3. Порядок оплаты
  4. Цены и тарифы.

Вопросы условий, форм, порядка оплаты возмездных медицинских услуг в конкретном лечебном учреждении устанавливаются его уставом и относятся к компетенции руководства. Орган исполнительной власти организации может быть единоличным (главный врач) или коллегиальным (главный врач и его заместители).

Оказание коммерческих услуг в основное рабочее время


Персонал лечебного учреждения имеет право оказывать платные медицинские услуги в свое основное рабочее время. Однако существует ряд нюансов, которые нельзя не принимать во внимание. Первый и основной из них – руководству организации необходимо придерживаться правил оплаты труда при оказании платных услуг в основное рабочее время.

Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения выполняют государственные задания, превышение объемов которые является основанием для предоставления услуг на коммерческой основе.

Кроме того, законом не запрещается дополнительная деятельность в основное рабочее время. К такой деятельности как раз и относятся платные услуги, которые могут быть оказаны гражданам сверх основного задания.

В рамках обязательного медицинского страховании подлежат оплате только объемы оказания медпомощи, которые были установлены государственным или муниципальным заданием или решением комиссии по разработке программы ОМС.

Он этого зависит численность штата учреждения и плановые показатели работы медиков. При превышении этих показателей допустима приостановка оказания медицинской помощи на бесплатной основе.

Плановая медицинская помощь


Плановая медицинская помощь оказывается гражданам в рамках проведения профилактики, а также при заболеваниях и состояниях, не представляющих в данный момент угрозы для жизни, а потому не требуют неотложного вмешательства. Допустим перенос планового вмешательства по срокам.

По этой причине в ряде случаев можно оказывать в основное рабочее время. Но в то же время длительность ожидания плановой помощи не может превышать сроки, установленные программой государственных гарантий.

За нарушение этого пункта на ЛПУ может быть наложен административный штраф.

Экстренная медицинская помощь


Если пациент нуждается в экстренном вмешательстве, врач не имеет права отказать ему в предоставлении платных услуг в свое рабочее время. В этом случае помощь коммерческим пациентам отказывается в приоритетном порядке, но есть сначала им, и только потом – бесплатным.

Отказ в оказании экстренной помощи больному противоречит закону, и наличие оплаты здесь не играет никакой роли. Пациент может оплатить медицинские услуги по своему желанию или в рамках договора добровольного медицинского страхования.

В ряде случаев врачам разрешена работа в основное время и при оказании помощи больным, находящимся на стационарном лечении. Например, речь может идти о совмещении должностей, которое регулируется статьей 151 Трудового кодекса РФ.

Например, медицинская сестра, наряду с 20 бесплатными пациентами стационара может оказывать помощь пациенту, занимающему платную койку.

Оплата труда врача в основное рабочее время


Согласно ТК РФ, работнику, наряду с основной работой по специальности, может быть поручена дополнительная работа по той же или другой профессии. Такая работа оплачивается отдельно.

Возможно совмещение основного и дополнительного видов деятельности, если речь идет о разных специальностях. Дополнительная работа по той же профессии осуществляется при помощи увеличения объемов работ или расширения зон обслуживания.

  • же правило распространяется и на .

Любая дополнительная работа врача должна быть оплачена. Размер доплаты устанавливается по договоренности главного врача и специалиста и зависит от объемов и содержания работ.

Для того, чтобы совмещение должностей было возможно, в штате лечебного учреждения должен быть вакантный фонд оплаты труда, а также вакантные рабочие места, финансирование которых осуществляется за счет оказания коммерческих услуг.

Штатное расписание устанавливается руководителем медицинской организации, поэтому он вправе водить соответствующие должности. Это касается и должностей, вводимых за счет услуг, оказываемых на платной основе.

Если в учреждении отсутствуют вакантные места, оплаты за оказание платных медицинских услуг допустимо оформлять в форме стимулирующих надбавок. Однако такая возможность должна быть указана в локальных нормативных актах со ссылкой, что данные выплаты вводятся в рамках эффективного контракта.

Согласно правилам предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, оплата за их оказание и в основное и в дополнительное рабочее время возможна, если не нарушены права граждан на бесплатную медпомощь. Поэтому всегда нужно удостовериться, не приведет ли оказание коммерческих услуг в основное рабочее время к возможным нарушениям.

Например, вместо пациентов, которые пришли за помощью в рамках программы государственных гарантий, осуществляется прием платных пациентов. В результате первые вынуждены сидеть в очереди или вообще обращаться в другой день или в другое ЛПУ.

  • различные финансовые нарушения – к примеру, оплата труда из средств обязательного медицинского страхования в случае, если врач не выполнил план, но при этом принимает платных больных.

Ограничения по оказанию платных медицинских услуг


Руководитель учреждения здравоохранения несет ответственность за организацию оказания медицинской помощи. Он принимает решение, разрешать или нет в той или иной ситуации оказание возмездных услуг, а также рассматривает все существующие ограничения.

Ограничения при оказании лечебным учреждением платных услуг в рабочее время:

  • если врач не выполняет план по оказанию бесплатной медицинской помощи населению, то дополнительные ему могут быть снижены или не начисляться вовсе;
  • врачу оплачивается только та работа, связанная с оказанием платных услуг, которая выполнена сверх плана (в этом случае суммируется общее количество услуг, оказанных на платной и на бесплатной основе);
  • если плановые показатели не выполняются, штатные должности в рамках ОМС или бюджета могут быть сокращены;
  • при невыполнении плана по основной должности оказание возмездных услуг врачу может быть оплачено по пониженным тарифам.

При этом цены на такие услуги регулируются государством (за ЛПУ осуществляется более жесткий контроль государства в плане расходования средств и видов деятельности). Такие лечебные учреждения имеют, как правило, два основных источника финансирования (бюджетные средства и средства ОМС), а дополнительным источником для них является доход от платных медицинских услуг.

В бюджетном лечебном учреждении платными услугами постепенно становятся услуги диагностических служб, новые технологии лечения, стоматологические услуги, условия повышенной комфортности, услуги врачей, принадлежащих к школе так называемой традиционной медицины.

Рассмотрим более подробно те правовые основы, на базе которых развивается платная медицинская помощь.

Итак, выделим из названия ЛПУ существенные слова.

Учреждение. Это понятие регулируется ст. 120 ГК РФ, принятого Государственной Думой 21.10.94 (в последней редакции 16.04.2001), где написано: «Учреждением признается организация, созданная собственником... для функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично». Здесь отражены отношения собственности, т.е. собственником имущества является государство. Имущество отдано во владение, пользование и распоряжение. Значит, решения собственника являются обязательными для исполнения, он имеет право регулировать деятельность ЛПУ, вмешиваться в эту деятельность.

Это означает (в соответствии со ст.50 ГК РФ и ст.1 Закона от 08.12.95 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»), что коммерческая деятельность не является целью, однако она допускается и разрешается. При этом если от такой деятельности получены доходы (ст.298 ГК РФ), то они и приобретенное за их счет имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.

Доходы и имущество учитываются на отдельном балансе. Пункт 3 ст.2 «О некоммерческих организациях» выделяет такую форму, как автономная некоммерческая организация (АНО). Только в этом случае по п.1 ст.10 Закона «О некоммерческих организациях» имущество, переданное АНО ее учредителем, является собственностью автономной некоммерческой организации (АНО), учредители не сохраняют прав на имущество, т.е. если в уставе отражен статус АНО, то приобретенное имущество (на доходы АНО) принадлежит этой автономной некоммерческой организации. Значит, только создав параллельную некоммерческую организацию со статусом АНО и в ее рамках занимаясь предпринимательской деятельностью, к которой относятся платные медицинские услуги, можно надеяться, что в случае реорганизации купленное на доходы имущество не отойдет государству как собственнику. Во всех остальных случаях ЛПУ работает на интересы государства. Учредители АНО пользуются услугами автономной некоммерческой организации наравне с другими лицами (п.4 ст.10 Закона).

Независимо от формы собственности учреждений здравоохранения для них действуют общие правила организации платных медицинских услуг. Рассмотрим их более подробно.

Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утв. постановлением Правительства РФ от 13.01.96, обязывают вести статистический и бухгалтерский учет и отчетность раздельно по основной деятельности и платным медицинским услугам.

Обязательно наличие сертификата и лицензии на избранный вид деятельности (на основании Федерального закона от 25.09.98 № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности (гл.3, ст.17, 16)). Правила предоставления лицензии были разработаны еще и приложением 1 к приказу Минздравмедпрома России от 18.04.96 № 148 и утверждены постановлением Правительства РФ от 25.03.96 № 350. Закон РФ от 07.02.02 № 2300-1 «О защите прав потребителей» также стоит на страже интересов пользователей медицинских услуг.

Обычно медицинская организация представляет пациентам целый комплекс медицинских услуг. В этом случае в лицензии каждый вид медицинской деятельности должен быть указан отдельно. Лицензия выдается на срок не менее трех лет. Необходимо разрешение соответствующего органа управления здравоохранением на ведение платной медицинской деятельности.

Вышестоящий орган управления здравоохранением при выдаче медицинскому учреждению разрешения на оказание платных медицинских услуг с учетом местных условий (мощность учреждения, уровень его финансирования, необходимость социальной защиты малоимущих слоев населения, объемы госзаказа и др.) может принять обоснованное решение по ограничению как объема, так и конкретных видов медицинских услуг, оказываемых на платной основе.

Законодательно недостаточно четко прописано, в какое время должны осуществляться платные медицинские услуги. Например, в здравоохранении используется повременная форма оплаты труда, следовательно, нельзя дважды платить за одну и ту же работу. Государственные органы управления могут потребовать составления графика использования рабочего времени. Однако по факту сегодня платные и бесплатные услуги оказываются все в то же рабочее время, и существует одновременно две очереди платных и бесплатных потребителей. Вопрос легче решается при наличии в лечебном учреждении специального коммерческого подразделения, в этом случае можно требовать раздельного приема пациентов. Обычно структурные подразделения организуются в учреждениях, в которых платные услуги гражданам предоставляются в значительном объеме. В остальных случаях платные услуги в учреждении оказываются специалистами в их основное время работы. И здесь может быть организовано оказание медицинских услуг на платной основе специалистами, ведущими прием в свое нерабочее время.

В соответствии со ст.11 Закона РФ «О защите прав потребителей» режим работы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения устанавливается по решению соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Режим работы прочих организаций устанавливается самостоятельно. Режим работы исполнителя доводится до сведения потребителей и медицинских услуг.

Цены на платные медицинские услуги регулируются государственными органами управления на основании прав собственника. Причем законами РФ не предусмотрено обязательное согласование цен (цены устанавливаются в соответствии с законодательством РФ), т.е. это не обязанность, а возможность для органов управления. Но если местные органы управления издают приказ о применении тарифов на медицинские услуги, то он обязателен для исполнения. Если приказа нет, то расчеты цен ведутся исходя из экономических интересов организаций. Проблема ценообразования связана с поддержанием оптимального баланса расходов и доходов для достижения самоокупаемости учреждения здравоохранения.

Оплата за медицинские услуги может производиться как в банках, так и в самих учреждениях. При этом нужно использовать или контрольно-кассовую машину (Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением в редакции постановления Правительства РФ от 21.11.98 № 1364), или банк, являющийся документом строгой отчетности. Потребитель должен иметь либо кассовый чек, либо копию бланка об уплате. На основании письма Минздравмедпрома России от 09.07.95 № 147-16-86 утверждена для использования форма квитанции для оформления расчетов с населением, в свою очередь, утвержденная Минздравмедпромом России 20.04.95 № 16-00-30-35.

Первый экземпляр является приходным кассовым ордером, второй - отчетным документом материально-ответственного лица, третий передается заказчику.

За нарушение перечисленных правил учреждение здравоохранения может быть лишено лицензии.

Организация обязана обеспечить бесплатной и достоверной информацией о ценах и вывесить перечень платных медицинских услуг с указанием их стоимости, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов.

Кроме того, информация об услугах (ст.732 ГК РФ, ст.10 ЗоЗПП) в обязательном порядке должна содержать:

  • обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги, если такие стандарты имеются;
  • сведения об основных потребительских свойствах услуг, в т.ч. о противопоказаниях для применения при отдельных видах заболеваний и возможных неблагоприятных последствиях (вероятность отсутствия благоприятного исхода не по вине учреждения, возможные осложнения и т.д.);
  • гарантийный срок (если он установлен);
  • правила и условия эффективного и безопасного использования услуг (правила поведения пациента и т.д.).

Кроме того, медицинское учреждение обязано предоставить пациенту информацию о номере лицензии, сроке ее действия, а также об органе, выдавшем эту лицензию (ст.9 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Потребитель имеет право потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги ненадлежащего качества, расторгнуть договор и требовать возмещения убытков (Закон РФ «О защите прав потребителей» и др.).

Возмещение вреда (ущерба) состоит в выплате потерпевшему денежной суммы, которую он имеет право получить для восстановления нарушенного здоровья в связи с оказанием ему некачественной медицинской помощи, а также возмещением упущенной выгоды и морального ущерба. Размер такого возмещения зависит от величины расходов, затраченных на лечение потерпевшего, результата лечения (выздоровление, хронизация полученного заболевания или травмы, инвалидность, смерть). При возмещении вреда работающему пациенту также учитывается сумма утраченного им заработка (дохода) в связи с болезнью

Также пациент имеет право на информацию об альтернативных вариантах лечения, отказ от лечения, на соблюдение конфиденциальности медицинских сведений и на оказание с историей болезни и др.

Однако врач и пациент только тогда найдут взаимопонимание, когда и пациент осознает экономическую необходимость поддержания здоровья, собственную ответственность перед обществом за результаты лечения.

На основе п.2 ст.126 ГК РФ цены на товар, работы, услуги устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда имеются льготы. Это означает, что нельзя устанавливать на одну и ту же услугу разные цены для потребителей с разным достатком. Все потребители равны перед законом.

"Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 10

В статье автор, рассматривая нормативные акты (федеральные, субъектов РФ), освещает порядок организации приносящей доход деятельности в учреждениях здравоохранения, финансируемых из разных бюджетов бюджетной системы РФ, и дает ответы на часто задаваемые бухгалтерами вопросы по этой тематике.

Общие положения о порядке предоставления платных медицинских услуг регламентированы Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 N 27 (далее - Правила). Этот документ распространяет свою юридическую силу на медицинские учреждения независимо от их формы собственности, в том числе лечебно-профилактические, научно-исследовательские институты и государственные медицинские образовательные учреждения высшего профессионального образования. Сведения, содержащиеся в этом документе, носят общий характер, и в них многие аспекты, касающиеся порядка предоставления платных услуг, не освещены. Например , согласно п. 9 данного документа цены на медицинские услуги, предоставляемые населению за плату, устанавливаются в соответствии с законодательством РФ. При этом не сказано, следует ли учитывать конъюнктуру рынка, качество и потребительские свойства услуг, степень срочности изготовления заказа (за исключением экстренной медицинской помощи), также из этого документа не следует, вправе ли медицинские учреждения устанавливать для отдельных категорий граждан льготы.

Для регулирования порядка предоставления государственными медицинскими учреждениями субъекта РФ платных услуг органы власти субъектов РФ разрабатывают более детальные и подробные нормативные акты. В частности, для медицинских учреждений, получающих полностью или частично финансирование из бюджета г. Москвы, разработан Приказ Минздрава Московской области от 23.04.2008 N 204 "Об утверждении Порядка предоставления платных медицинских услуг государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения Московской области" (далее - Порядок предоставления платных услуг в МО), из бюджета г. Санкт-Петербурга - Распоряжение Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от 04.04.2005 N 112-р "О порядке предоставления платных медицинских услуг" (далее - Порядок предоставления платных услуг в СП); а медицинскими учреждения Удмуртской области применяются Правила предоставления платных услуг в УО, утвержденные Приказом Минздрава Удмуртской Республики от 13.11.2006 N 485.

Несмотря на то что вышеперечисленные нормативные акты, разработаны и утверждены исполнительными органами власти разных субъектов РФ и в разные временные периоды, содержащиеся в них сведения очень схожи. Опираясь на эти и другие подобные документы, можно найти ответы если не на все вопросы, задаваемые бухгалтерами относительно оказания платных медицинских услуг, то по крайней мере на часть из них.

Какие медицинские услуги могут оказывать учреждения здравоохранения на платной основе и какие документы в связи с этим оформляются? Медицинские услуги предоставляются населению на платной основе при соблюдении следующих условий:

  1. Наличие у учреждения разрешения на предоставление платных медицинских услуг, выдаваемого комиссией, находящейся при минздраве соответствующего субъекта РФ.
  2. Включение медицинской услуги в Перечень платных медицинских услуг, разработанный и утвержденный минздравом соответствующего субъекта РФ (в отдельных субъектах РФ, например в Удмуртской области, перечень медицинских услуг, которые могут предоставляться за плату, утвержден не отдельным документом, а включен в Правила оказания платных медицинских услуг, действующие на территории данного субъекта).
  3. Отсутствие наименования медицинской услуги в перечне услуг, выполняемых учреждением в рамках реализации программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, в том числе областной программе обязательного медицинского страхования.
  4. Желание пациента получить медицинскую услугу за плату, даже если она может быть ему предоставлена на безвозмездной основе, так как включена в перечень видов медицинской помощи, предусмотренной Программой госгарантий.
  5. Пациентом является гражданин иностранного государства, не подлежащий обязательному медицинскому страхованию на территории РФ.
  6. Наличие лицевого счета по учету средств от приносящей доход деятельности в территориальных органах Федерального казначейства.

Что касается документального оформления предоставляемых платных медицинских услуг, то для этого в учреждении должны быть изданы приказы, утверждающие:

  • заведующего отделением или кабинетом по оказанию платных медицинских услуг (при их наличии);
  • правила оказания платных медицинских услуг;
  • положение об оплате труда работников, занятых оказанием платных медицинских услуг;
  • графики (расписания) оказания услуг специалистами;
  • список сотрудников, оказывающих платные медицинские услуги в основное рабочее время.

Кроме того, согласно отдельным нормативным актам субъектов РФ, в частности п. 2.2 Правил предоставления платных услуг в УО, учреждение должно иметь приказ руководителя, которым утвержден перечень медицинского оборудования (приобретенного как за счет средств от приносящей доход деятельности, так и за счет бюджетных ассигнований), используемого в ходе предоставления платных медицинских услуг населению. Другие изученные автором нормативные акты такого требования не содержат. Часто бухгалтеры спрашивают: можно ли использовать при оказании платных услуг оборудование, приобретенное за счет бюджетных ассигнований или средств ОМС? При отсутствии акта субъекта РФ, запрещающего использование упомянутого оборудования при оказании платных услуг, по мнению автора, препятствий для этого нет.

Помимо вышеперечисленных документов, на оказание платных медицинских услуг с лицом, их получающим, заключается договор на возмездное оказание услуг. В нем указывается вид оказываемой медицинской услуги или дорогостоящего лечения, номер и срок действия лицензии, стоимость производимых в рамках договора работ. Кроме того, в нем обязательно должна содержаться информация о том, что пациент извещен о возможности получить данную услугу бесплатно (если эта медицинская услуга ему может быть предоставлена в рамках реализации программы оказания бесплатной медицинской помощи).

Каковы особенности организации работы и планирования оплаты труда медицинского персонала при оказании платных медицинских услуг? Все нормативные акты субъектов РФ содержат требование об отдельном учете рабочего времени специалистов, оказывающих платные медицинские услуги.

При этом требование по распределению полученных от оказания платных медицинских услуг денежных средств содержится только в Порядке предоставления платных услуг в МО. Согласно п. 3.6 данного документа для оплаты труда медицинского персонала, оказавшего амбулаторно-поликлиническую помощь (с учетом начислений), используется 60% указанных доходов, а оказавшего стационарную помощь - 55%. При этом на оплату труда административно-управленческого персонала учреждения направляется не более 10% доходов от платных услуг.

Что касается материального поощрения руководителя учреждения за организацию работы по оказанию платных медицинских услуг, то его размер должен согласовываться с соответствующим органом управления (п. 3.7 Порядка предоставления платных услуг в МО).

Таким образом, если законодательством субъекта РФ установлены процентные соотношения для распределения полученных от оказания платных услуг средств, направляемых на оплату труда лиц, участвующих в осуществлении этой деятельности, то учреждение должно принять данное требование во внимание при разработке внутреннего положения об оплате труда.

Относительно организации труда медицинского персонала в рамках приносящей доход деятельности отметим, что практически все нормативные акты субъектов РФ требуют от медперсонала оказывать платные услуги в свободное от основной работы время. В связи с этим должны составляться раздельные графики работы, то есть по основной ставке и для оказания платных услуг. Однако в исключительных случаях, при условии первоочередного оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, оказание платных медицинских услуг допускается в основное рабочее время (например, в связи с технологией проведения). Часы работы медицинского персонала, оказывающего платные услуги во время основной работы, отражаются в табеле учета рабочего времени по приносящей доход деятельности. Минздрав некоторых субъектов РФ, принимая во внимание то, что обычно медперсоналу крайне сложно оказывать медицинские услуги во внерабочее время, разрешает производить их в основное рабочее время. При этом оговаривается, что это не должно создавать препятствий для получения бесплатной медицинской помощи лицам, имеющим на нее право (п. 3.6 Порядка предоставления платных услуг в СП) либо должна соблюдаться первоочередность оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в соответствии с государственной программой (п. 3.4 Правил предоставления платных услуг в УО).

Вместе с тем следует иметь в виду, что оказание в основное рабочее время дополнительных услуг, в том числе и платных, путем повышения интенсивности или производительности труда влечет за собой снижение качества медицинской помощи. В действительности, как правило, медицинские работники оказывают платные услуги в часы своей основной работы. При этом сначала обслуживаются пациенты, получающие медицинскую услугу за плату, а затем по программе государственной медицинской помощи. Таким образом, нарушается действующее законодательство субъекта РФ.

Как формируется и кем утверждается стоимость платной медицинской услуги? В отдельных субъектах (Московской области, г. Санкт-Петербурге) цены на платные медицинские услуги, оказываемые учреждениями, рассчитываются на основе методических рекомендаций, разработанных для этих целей исполнительными органами субъекта РФ (п. 5.1 Порядка предоставления платных услуг в МО, п. 6.1 Правил предоставления платных услуг в УО). В других субъектах РФ цены на медицинские услуги формируются с учетом методических рекомендаций по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары, услуги, на основании калькуляции (п. п. 7.1, 7.3 Порядка предоставления платных услуг в СП).

Прейскуранты на платные услуги, предоставляемые государственными учреждениями здравоохранения, утверждаются руководителями учреждений и согласовываются с минздравом соответствующего субъекта РФ. Что касается прейскурантов на платные услуги, предоставляемые муниципальными учреждениями, то они устанавливаются органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации" (п. 5.3 Порядка предоставления платных услуг в МО).

Какие формы статистической отчетности обязано представлять учреждение при оказании платных услуг? Учреждения представляют статистическую отчетность по формам: N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" (ежемесячно), N 1-услуги "Сведения об объеме платных услуг населению" (один раз в год) <1>. Показатели, отраженные в этих формах, приводятся в фактически действующих ценах, включая налог на добавленную стоимость.

<1> Формы и Порядок их заполнения утверждены Постановлением Росстата от 27.10.2006 N 61 "Об утверждении Порядка отражения в формах федерального государственного статистического наблюдения сведений об объеме платных услуг населению".

Бухгалтерский учет доходов и расходов от оказания платных медицинских услуг

Учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по бюджетной смете, или получающие доходы от платных медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников (п. 6.1 Порядка предоставления платных услуг в МО).

В учетной политике учреждения должны быть отражены:

  • порядок распределения косвенных расходов;
  • метод определения выручки от реализации продукции, работ, услуг;
  • метод оценки материальных запасов;
  • момент определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров, работ, услуг, облагаемых налогом на добавленную стоимость.

Средства, полученные от приносящей доход деятельности, расходуются учреждениями в соответствии со сметами доходов и расходов, утвержденными в порядке, установленном главным распорядителем. В случае получения дохода в размере большем, чем это было отражено в смете, в нее следует внести изменения.

Бухгалтерский учет при оказании платных медицинских услуг осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции N 25н <2>, которые предполагают ведение бухгалтерского учета по методу начисления. При этом методе доход признается в момент реализации товаров, работ, услуг, а расходы - в тот момент, когда они понесены.

<2> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.

Корреспонденция счетов по отражению начисления доходов от приносящей доход деятельности будет следующей:

Инструкции

Начислен доход от оказания

медицинской услуги

Поступили денежные средства в счет

оплаты оказанной услуги

Сформирована фактическая стоимость

оказанной услуги

Списана фактическая стоимость

произведенных расходов

Начислен налог на прибыль

Списаны денежные средства со счета

для оплаты расходов, производимых в

рамках приносящей доход

деятельности:

  • в кассу учреждения (для расчетов

через подотчетных лиц);

  • при безналичных расчетах

Если согласно законодательным актам субъекта РФ денежные средства от потребителей платных услуг зачисляются напрямую на лицевой счет финансового органа соответствующего субъекта, то начисление доходов от приносящей доход деятельности следует оформить следующими бухгалтерскими записями:

Учет затрат, произведенных при оказании платных услуг. В соответствии с п. 73 Инструкции N 25н операции по формированию фактической стоимости платных услуг отражаются по дебету счета 2 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)" в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета:

  • 2 302 00 730 "Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками";
  • 2 104 00 410 "Уменьшение стоимости амортизируемых основных средств";
  • 2 303 02 730 "Увеличение кредиторской задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации";
  • 2 303 06 730 "Увеличение кредиторской задолженности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
  • 2 105 00 4400 "Уменьшение стоимости материальных запасов".

Списание произведенных расходов по оказанным услугам осуществляется бухгалтерской проводкой (п. 217 Инструкции N 25н):

Дебет счета 2 401 01 130 "Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг"

Кредит счета 2 106 04 440 "Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)".

Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) в рамках приносящей доход деятельности формируется с кредита счета 2 106 04 440 "Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)" с учетом аналитики затрат по их видам, то есть по кодам КОСГУ <3>.

<3> Классификатор операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина России от 24.08.2007 N 74н.

При учете затрат, произведенных в рамках приносящей доход деятельности, сложность вызывает порядок отражения в бюджетном учете расходов, которые в момент их совершения невозможно отнести к конкретному источнику финансирования. Необходимость распределения затрат в соответствии с источником их финансирования продиктована:

  • привязкой всех затрат бюджетных учреждений к источникам их финансирования;
  • требованием ст. 321.1 НК РФ распределять расходы по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонтов основных средств в целях налогообложения прибыли бюджетного учреждения.

Методы распределения затрат в вышеупомянутых Порядках предоставления платных медицинских услуг не установлены. Как уже упоминалось выше, учреждениям следует установить их самостоятельно и отразить в учетной политике.

Т.Сильвестрова

Зам. главного редактора журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"